МНОГОСЛОЙНЫЕ АССОЦИАТЫ НА ОСНОВЕ ОЛИГОНУКЛЕОТИДОВ И НАНОЧАСТИЦ ЗОЛОТА1

© 2017 г. В. В. Шашкова, А. В. Епанчинцева, П. Е. Воробьев, К. В. Разум, Е. И. Рябчикова, Д. В. Пышный, И. А. Пышная#

#Тел.: +7 (383)363-51-35; эл. почта: pyshnaya@niboch.nsc.ru

Институт химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского Отделения РАН, 630090, г. Новосибирск, просп. акад. Лаврентьева, 8

Поступила в редакцию 16.06.2016 г. Принята к печати 05.07.2016 г.

Создание эффективных транспортеров терапевтических молекул – одна из наиболее актуальных проблем современной молекулярной медицины. Нековалентные транспортные средства, в том числе на основе наночастиц золота (НЧЗ), для доставки нуклеиновых кислот (НК) составляют привлекательную альтернативу ковалентным системам, поскольку в этом случае легче обеспечить контролируемое высвобождение НК. В работе продемонстрирована возможность создания потенциально биосовместимых ассоциатов НЧЗ, содержащих слои на основе олигонуклеотидного и полимерных материалов, в качестве перспективной платформы для доставки олигонуклеотидов в клетку. Показана возможность сборки многослойных (до 5 слоев) ассоциатов НЧЗ последовательной обработкой наночастиц золота олигонуклеотидом (ON), не содержащим тиольных групп, тиолсодержащим карбоксипроизводным полиэтиленгликоля (SH-PEG3000-COOH) и линейным полиэтиленимином (PEI). Разработан алгоритм анализа полученных слоистых ассоциатов НЧЗ с помощью гель-электрофореза в агарозе, фотонно-корреляционной спектроскопии и просвечивающей электронной микроскопии. Показана возможность сборки ассоциатов, несущих до двух олигонуклеотидсодержащих слоев и обладающих суммарным положительным зарядом поверхности. Доказано, что мажорный белок крови сывороточный альбумин даже в высокой концентрации не приводит к деградации многослойных ассоциатов НЧЗ.

Ключевые слова: наночастицы золота, нуклеиновые кислоты, адсорбция, ассоциаты, слой-за-слоем.

____________________

1Статья публикуется по материалам сообщения, представленного на конференции “Химическая биология 2016”; г. Новосибирск, 24 – 29 июля 2016 г.

Биоорг. химия 2017, 43 (1): 75-82